2015-09-05

Человек: информация и информационные процессы (8кл)

п.1 Сигналы выживания

Для безопасного существования, а иногда и для выживания в условиях окружающего мира человеку необходимо из этого мира получать сигналы. Этими сигналами являются: температура, свет,  давление. Эти сигналы человек принимает с помощью 5-и органов чувств:

1. Зрения (зрительная информация) - 90% всей получаемой информации

2. Слуха (звуковая информация) - 9% всей получаемой информации

3. Обоняния (запахи) - менее 1% всей получаемой информации

4. Вкуса (вкус) - менее 1% всей получаемой информации

5. Осязания (температура, шероховатость) - менее 1% всей получаемой информации

Все эти сигалы позволяют человеку принимать правильные решения о своей деятельности и позволяет человеку безопасно жить. Но для этого эти сигналы необходимо не только принять, но и обработать в мозгу, чтобы на основе этих сигналов принять правильное решение (через дорогу переходим на зеленый свет, а на красный - ждем).

 

п.2 Информация в форме сообщений

Но человеку не достаточно только безопасно жить в уловиях окружающего мира. Ему еще необходимо комфортно уживаться с другими членами человеческого общества, чтобы эффективно выполнять отведенную ему социальную роль. Например, ребенок должен беспрекословно выполнять указания родителей, родители должны заботиться о здоровье и безопасности детей, ученики должны хорошо учиться, а учителя должны контролировать качество обучения и т.д. Для этих целей человек должен уметь принимать информацию в форме сообщений от других людей. Чтобы правильно принимать эти сообщения человек должен понимать язык, на котором разговаривает его народ. Следовательно, разговорный язык является важнейшим инструментом для обмена информацией с другими членами общества.

Однако не достаточно лишь уметь говорить на родном языке. Необходимо, чтобы информация, которой мы обмениваемся друг с другом была понятной. Понятность - важнейшее свойство информации. Для того чтобы научиться составлять понятные сообщения необходимо регулярно общаться и учиться.

 

п.3 Информация в форме знаний

Для того чтобы человек мог воспользоваться опытом предыдущих поколений, этот опыт должен быть сохранен в форме знаний. Точно также и вы свой опыт, свои достижения должны преобразовать в знания, чтобы их сохранить и передать последующим поколениям. Самым распространенным способом сохранения информации в форме знаний было сохранение информации на бумаге. На бумаге человек хранит и хранил информацию уже 2000 лет. До изобретения бумаги китайцами примерно в 100 году н.э. знания хранились в виде наскальных рисунков, на пергаменте (кожа), глиняных табличках, папирусе.

В последние 150 лет появились новые носители информации:

1. Граммпластинки

2. Намагниченные проволочки

3. Магнитные ленты (для магнитофонов)

4. Оптические диски (CD и DVD и др.)

5. Жесткие магнитные диски (винчестеры)

6. Микросхемы постоянной памяти ПЗУ (флеш-носители)

Интересно! Несмотря на технический прогресс, все вышеперечисленные носители уступают бумаге в длительности хранения информации, т.к. все эти носители довольно быстро либо размагничиваются, либо физически разрушаются в течении 10-20 лет.

Для того чтобы Вашими знаниями могли воспользоваться последующими поколения информация, которую Вы хотите передать должна быть полной и точной - это еще два важнейших свойства информации.

 

п.4 Средства массовой информации (СМИ)

К средствам массовой информации относятся газеты, радио, телевидение и многие интернет-ресурсы. Назначение СМИ - донести информацию до каждого члена общества. Информация, которую мы получаем из СМИ должна для нас быть достоверной, актуальной и полезной.

К сожалению в современном мире СМИ все чаще используются для передачи недостоверной информации, что приводит к разжиганию конфликтов и к социальным потрясениям. Не нужна нам и неактуальная информация, поскольку вряд ли мы воспользуемся информацие о том как изготовить папирус или как выточить из камня наконечник для стрелы. Встречается в СМИ и бесполезная информация, которая создает "информационный шум" и которая мешает поиску действительно нужной для нас информации.

6 важнейших свойств информации: понятность, полнота, точность, достоверность, актуальность и полезность.

 

Обобщение. Для успешного и целесообразного поведения человеку нужна информация . Информацию мы можем получать непосредственно из окружающего мира в форме сигналов, которые мы принимаем органами чувств. Информацию мы можем получать от родственников и других людей из окружающего общества. Это информация в форме сообщений. Информацию мы можем получать из носителей информации (бумага, магнитные носители, оптические носители) - это информация в форме знаний. Наконец, информацию мы можем получать из СМИ - это просто информация.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как мы получаем сигналы из окружающей среды?

2. Каким органом чувств мы получаем наибольшее количество информации?

3. Что мы делаем с принятыми из окружающей среды сигналами?

4. Каким свойством должна обладать информация в форме сообщений?

5. До появления бумаги на каких носителях хранилась информация?

6. Какой из известных Вам носителей информации самый долговечный?

7. Какой носитель информации самый распространенный?

8. Какими свойствами должна обладать информация в виде знаний?

9. Какими свойствами должна обладать информация, получаемая нами из СМИ?

10. Каковы главные 6 свойств информации?

 

Пройти тест по теме урока

 


article

Авторизация
Логин:
Пароль:

Добро пожаловать,
гость сайта!

Статистика по сайту:

Сегодня сайт уже посетили 258 чел.

Количество всех статей на сайте: 464.

Количество online-тестов: 210.